0 товаров — 0 руб.
В корзине нет ни одного товара

История замков

Замки: от простого к сложному

Как только появилась частная собственность, человек задумался, как уберечь ее от посягательств соплеменников. Замки и ключи – ровесники ранних цивилизаций, они упоминаются в мифах и Ветхом Завете. В книге Нехемии, глава 3, указывается, что при ремонте старых врат Иерусалима — приблизительно в 445 до н. э. —«поставили их двери, и их замки, и их засовы». Замки были большими, их конструкция была примитивна, и все же принцип их работы был предтечей современных штифтовых замков. Древние запорные устройства имели множество разновидностей, изготовлялись из камыша, волокна, дерева или металла.

Первый деревянный ключ историки нашли в гробнице фараона Рамсеса II. Однако принято считать, что механические замки из дерева были созданы несколькими цивилизациями одновременно. В этих замках, которые крепили вертикально к дверному косяку, находились подвижные штыри( «пальцы»), которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами. Этот метод запирания используется в современных штифтовых замках.

Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время.

Замок обязательно украшался узором или рисунком или даже изготавливался в форме животного – дракона, лошади, собаки, даже слона или бегемота. Пара висячих замков с нанесенными поздравительными надписями считалась лучшим подарком. Первые ключи делались из прочных пород дерева, кости и металла.

В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет.

Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве«дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца.

Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома.

В Средние века и эпоху Ренессанса конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние архитектуры, их орнаментация становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь старинный замок изготовлен в той же стране, где и применялся.

С XIV по XVII вв. значительных усовершенствований в замочных механизмах почти не было. Орнаментация, однако, стала чрезвычайно изысканной. Ремесленники овладевали процессом обработки железа и разрабатывали замки для ворот, дверей, сундуков и шкафов. «Замки-шедевры» никогда не использовались для запирания дверей. Часто они выставлялись на обозрение без покрытия, чтобы были видны составные части механизмов, декоративная отделка корпусов и метод сборки. Только изготовивший такой замок работник по металлу признавался мастером.

Замочных дел мастера придумывали мудреные выступы и бородки для замков и ключей, напоминающие гербы и символические фигуры и создавали чрезвычайно орнаментированные замки, которые гармонировали с архитектурой поместий их заказчиков. Однако запирающие механизмы оставались неизменными – безопасность зачастую зависела от таких изысков, как потайные замочные скважины, секреты и сложные системы выступов и выемок.

И только в XVII веке в Европе были разработаны новые принципы запирающих устройств. Тогда появились особые механизмы вокруг замочных скважин для предотвращения взлома, колокольчики, которые звенели при касании засова, и конечно, замки на буквах, или кодовые – для их открытия не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках.

По такому принципу создавались ранние замки«Брама», прославившиеся своей исключительной надежностью. Компания «Брама» и сегодня она продолжает выпускать замки с этим знаменитым механизмом. Современные кодовые замки на банковских сейфах – их прямые потомки.

Известные замки

Наибольшую известность и популярность получил английский цилиндровый замок, изобретенный в 1847 г. американцем Лайнусом Йейллом, благодаря небольшому плоскому ключу, который мог иметь множество вариантов конфигураций бороздок.

«Эврика», кодовый замок с пятью пальцами, защищенный от случайного набора кода, запиралкогда-то один из сейфов казначейства США. Его запатентовали в 1862 г. Доддз, Мэкнил и Урбан из штата Огайо. Количество букв и цифр на замке делает возможным набор 1 073 741 824 комбинаций; чтобы все их перебрать, не прерываясь, потребовалось бы 2 042 года, 324 дня и 1 час.

«Русский висячий замок» был выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху – это «рукоятка» ключа, на которой есть нарезка и которая ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, вместо ключа вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр.

В первой половине 1920-х гг. Уолтер Шлаге усовершенствовал концепцию цилиндрического пальцевого замка, поместив кнопочный запирающий механизм между двумя ручками. Замок Шлаге являет собой совершенно иную концепцию цилиндрического замка и славится своей надежностью.

Двадцать тысяч лье под водой

Правнук великого романиста Жюля Верна, Шарль Курне еще ребенком увлекался всем механическим. Особенно его прельщали замки, которые и стали центральным интересом его жизни. Будучи величайшим экспертом по замкам и работая водолазом, он по заказу вскрывал сейфы на затонувших кораблях. Курне был первым, кто вскрывал замки на глубине 400 футов и вернул многие миллионы долларов спасательным обществам. Прославившийся во всем мире«Замочный мастер» известен также своей коллекцией старинных замков, многие из которых в настоящее время входят в коллекцию Шлаге.

Узел на веревке

На протяжении многих сотен лет для«запирания» дверей и укрепления стен использовали веревки, сделанные из камыша и волокна. Согласно легенде, завязанная узлом веревка стала символом безопасности. Искусно завязанным фригийским королем Гордием узлом, известным как гордиев узел, крепилось ярмо к оглобле его колесницы. Оракулы утверждали, что развязать его может только человек, которому суждено покорить Азию. Но, когда Александру Македонскому не удалось развязать гордиев узел, он перерубил его своим мечом. Так возникло выражение «разрубить гордиев узел», что значит предпринять смелое, решительное действие, когда достичь цели более мягкими мерами не удается. В эпоху начала колонизации Америки «ключ» от замка дома часто висел на наружной стороне двери. Он представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие выводили наружу. Свисающая веревка являлась как бы приглашением войти: чтобы поднять засов и открыть дверь, ее надо было потянуть.

Висячие замки

Висячие замки были известны еще во времена древних греков, римлян, египтян и других культур Ближнего Востока, включая китайцев. Предполагалось, что висячий замок впервые использовался как «дорожный» замок для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках, на которых концентрировалась торговля. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Они открывались ключами, которые поворачивались, ввинчивались, нажимались и вытягивались.

В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите американский висячий замок, относящийся к концу прошлого века. Имея распространенную округлую форму, замок, вероятно, использовался для запирания огромного сундука. В этом замке только один выступ, который проходит ключ, чтобы освободить засов. Висячие замки использовались столетиями для запирания заключенных и имущества. Они обычно делались из железа, бронзы или меди и имели грубую конструкцию. Однако внутренние запирающие механизмы были зачастую довольно просты и легки для вскрытия.

Массивный русский висячий замок, изображенный на рисунке, был тщательно выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II(1895-1918). Большое округлое кольцо сверху — это «рукоятка» ключа, на котором есть нарезка и который ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, ключ вынимается и вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр.

Замки от дворцов и сундуков

В эпоху готики, за которой последовало роскошество Возрождения, мастера замочного дела, полные вдохновения, изготавливали самые искусные и красивые декоративные замки за все времена. Это был период, когда мастера железных и замочных дел славились по всему миру. Они достигали высшего мастерства в ковке, чеканке, гравировании и травлении металлов, и их приглашали изготавливать замки и ключи для королевских дворов Европы. Вы видите защелочный замок на пружине для дворцовой двери. Его рабочий механизм скрыт под классическим куполом, который говорит о мавританском влиянии. Отделанный мифическими фигурами и надписями в соответствии со стилем того периода, этот замок особенно замечателен тем, что показывает, что процесс окраски металла был сходен с процессом покрытия металла чернью. Когда мастер испытывал недостаток в цвете, он обрабатывал до определенного оттенка металл, а затем использовал его в качестве фона для своей конструкции.

Ключ в виде веревки

В эпоху начала колонизации Америки «ключ» от замка дома часто висел на наружной стороне двери. Он представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие выводили наружу. Свисающая веревка являлась как бы приглашением войти: чтобы поднять засов и открыть дверь, ее надо было потянуть.

В Мадриде не было тайн

Несколько столетий назад в Испании крайне не доверяли замкам. В целях безопасности жители квартала нанимали сторожа, чтобы он обходил район и носил с собой ключи от домов. Чтобы войти в дом или выйти из него, жильцу приходилось яростно хлопать в ладоши, чтобы сторож с ключом услышал его и подошел к нему. Таким образом, все входы и выходы были публичным достоянием, поэтому для тайных любовных встреч в старом Мадриде было очень мало возможностей.

Муж Марии-Антуанетты был замочных дел мастером

Его звали Людовик, Людовик XVI, король Франции. Людовику не слишком-то и нравилось быть королем, но к механическому труду он проявлял чрезвычайный интерес. Много счастливых часов провел он в своей домашней мастерской, занимаясь ковкой металла и изготовлением замков. Этим навыкам его обучил мастер замочных дел по имени Гамэн. Особенно гордился король железным потайным шкафчиком, который он встроил в стену и использовал для хранения своих личных бумаг. К несчастью, Людовик не посчитался с революционерами, когда его тайник был обнаружен Гамэном, и бумаги, хранившиеся в нем, содержали важные улики. Бедный Людовик, история показывает нам, что он был настолько хорошим кузнецом, насколько плохим королем.

Изготовители сейфов и медвежатники

В первой половине прошлого века 1800-х гг. небольшие городские банки размещались в старых зданиях. Сейфы представляли собой обычные деревянные пеналы или сундуки, обитые листовым железом и оснащенные висячими замками. Преступнику не составляло особого труда проникнуть в помощение и вскрыть сейф, или унести его, чтобы вскрыть его где-нибудь в укромном месте. Началось соревнование между изготовителями и взломщиками, или, как они назывались,«медвежатниками». Производители начали изготавливать крепкие железные сейфы с врезными замками, медвежатники опять были на высоте: они засыпали в замочные скважины взрывчатые вещества, взрывали их, и двери сносило с петель. Для большего обеспечения безопасности изготовители замков разработали кодовые замки без замочных скважин, а позднее стали сочетать их с очень мелкими механизмами. В банках стали строить стальные и бетонные хранилища. Стали появляться множественные замочные системы. Так минула эпоха медвежатников.

Чтобы польстить даме

Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки и дверные ручки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть дамы или любимого дитяти. Говорят, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его. С этим случаем, говорят, связано высказывание: «чтобы отпереть тюрьму. надо 89 ключей».

Тайна ключа

На протяжении веков ключи символизировали авторитет, безопасность и власть. Боги, богини и святые описываются как хранители ключей от рая небесного, от бездны, от врат земли и моря. Ключ изображали на знаменах, гербах и гербовых печатях королей, императоров, королевской знати, городов. Подношение ключа от дворца, крепости или города было церемониальным событием, как и сегодня является подношение важному гостю ключа от города. На рисунке вы видите большой римский ключ.

Ключи от Нерона до королевы Витории

Ключ был символом общественного положения человека, его важности. Много сотен лет назад в Египте важность «главы семьи» определялась количеством ключей, которыми он владел; они были большими, и их носили на плечах рабы. Если у хозяина было несколько рабов, или носителей ключей, его считали человеком большого богатства и знатности. Так с течением веков замок и ключ от него стали составной частью нашей культуры. Ключ, запирающий наше личное имущество, символиирует наше стремление к уединению и безопасность нашей собственности.

Церемония ключей

Если вы были в Лондонском Тауэре, вспомните хранителя в тюдоровской шляпе и рюше, одетого в красный камзол. Неофициально его называют«бифитером». Его официальное имя — Почетный Йомен Гвардии, член личной королевской охраны. Если вы разговаривали с ним, то, вероятно, слышали рассказ о Церемонии Ключей. Каждый вечер Главный Хранитель запирает ворота Тауэра и приносит ключи в штаб этой старинной крепости. Часовой восклицает: «Стой! Кто идет?» «Ключи». «Чьи ключи». «Ключи королевы Елизаветы». Хранитель и часовой предъявляют оружие, и хранитель восклицает: «Боже, храни королеву Елизавету!» Часовой отвечает: «Аминь». Эта традиционная британская церемония продолжается и по сей день. Йомен повторяет слова, которые вот уже 450 лет никто не изменял.

2436
27.02.2013 г.
TOP